Суд над милиционерами-убийцами
18 января 2006 года

Общественное расследование провели специалисты Правозащитного Центра города Казани, работе адвоката потерпевшего содействовал Фонд «Общественный вердикт».
27 июня 2005 года Ильмир Хайдаров скончался в отделе милиции поселка Актюба Азнакаевского района Республики Татарстан. Уголовное дело было возбуждено 3 августа 2005 года прокуратурой Азнакаево, потерпевшим признан отец погибшего Ринат Хайдаров. До ноября следствие не могло установить ни причины смерти, ни причастных к этой гибели лиц. Следователь ссылался на то, что свидетели не дают развернутых показаний.
Отец убитого обратился в Правозащитный Центр города Казани в ходе акции «Прими, не теряй, проверь!», призванной помочь людям, которые не смогли добиться должного рассмотрения своих заявлений в правоохранительные органы. Ринат Хайдаров был недоволен ходом расследования гибели сына.
Специалисты Центра 11 ноября выехали в поселок Актюба, где встретились с приятелями Ильмира. Молодые люди рассказали, что видели, как ночью Хайдарова забирают в милиции, при этом они утверждают, что Ильмир был здоров, у него не было никаких телесных повреждений. Также правозащитники поговорили с женщиной, присутствовавшей при жестоком избиении Ильмира сотрудниками отдела милиции. Она была последней, кто видела парня живым. Когда утром в отделение милиции пришел отец Ильмира, подъехавшие врачи «Скорой помощи» констатировали смерть его сына.
Все полученные объяснения свидетелей правозащитники передали следователю районной прокуратуры.
Через неделю 18 ноября, капитан милиции Марат Валеев и бывший сержант милиции Рамиль Сафин (который уже успел уволиться из органов) были привлечены в качестве обвиняемых. Валеев был арестован, в отношении Сафина избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 7 декабря им было предъявлено официальное обвинение.
Отметим, что ранее уголовное дело было возбуждено «по факту смерти в отношении неустановленных лиц», которые «странным» образом оказались среди ночи в отделе милиции. При этом прокуратура в течение двух месяцев (с момента смерти Хайдарова и до возбуждения уголовного дела) не сумела этих лиц установить.
26 декабря 2005 года в Азнакаевском городском суде началось рассмотрение уголовного дела. На сегодняшний день закончен допрос свидетелей со стороны защиты, продолжается допрос свидетелей со стороны обвинения.
– Один из свидетелей утверждает, что кровь на полу отдела милиции была, другой говорит, что ничего не видел, поскольку страдает близорукостью, – рассказывает начальник отдела общественных расследований Правозащитного Центра города Казани Игорь Шолохов. – Показания свидетелей очень расходятся. Кто-то упоминает о том, что Хайдаров якобы сам ударился головой об сейф, при этом никаких следов крови на сейфе нет. Отец убитого показал, что видел кровь вокруг головы сына, рвотные массы на полу. Через некоторое время все это куда-то испарилось. Оказывается, майор милиции, заступивший утром на службу, вымыл полы. Никто не знает, зачем это было сделано. А на вопрос, не странно ли для майора мыть полы в отделе, прозвучал ответ, что «я не чураюсь никакой работы». И таких странных показаний было очень много. Милиционеры, выступавшие в качестве свидетелей обвинения, старались говорить в пользу Валеева и Сафина, но не по существу обвинения, а только лишь положительно характеризуя их. Вообще, складывается впечатление, что во время суда все сотрудники Актюбинской милиции присутствовали в зале суда. Причем меньшая их часть свидетельствовала, остальные, видимо, оказывали моральную поддержку. Интересно, кто в дни заседаний обеспечивал порядок в поселке Актюба?
– Это дело – зеркальное отражение всей обычно тщательно скрываемой обратной стороны российской правоохранительной системы, – делает заключение председатель Ассоциации АГОРА Павел Чиков. – Человека до смерти забил не кто-нибудь, а исполняющий обязанности начальника отдела милиции. На следующий же день приехал его руководитель из городского отдела с явным стремлением сокрыть содеянное. Районная прокуратура полтора месяца сидела в раздумьях, не взирая на все попытки милиционеров скрыть следы преступления, сфальсифицировать документы, надавить на свидетелей… Чего все ждали и на что рассчитывали? Что никто не заметит внезапной гибели человека? Правозащитникам удалось продемонстрировать ценность гражданского контроля над государством.

Пресс-служба Правозащитного Центра города Казани